Самоуправляемый автомобиль Ford Fusion Hybrid

Представляю вашему вниманию перевод статьи «Face to face with Ford’s self-driving Fusion Hybrid research vehicles», опубликованной 6 августа на сайте Arstechnica.

ford fusion hybrid Будущее, или хотя бы его часть, можно увидеть в одной из многочисленных лабораторий в Центре Исследований и Инноваций концерна Форд. Центр представляет собой трехэтажное кирпичное здание, расположенное на обширной территории кампуса Форда, которое вполне вписывается в обстановку хорошо спонсируемого университета. Хорошо оборудованные лаборатории расходятся ветвями от окрашенных в серый цвет коридоров облицованных пластиковыми амортизационными панелями, такие же можно увидеть в больницах, их используют, чтобы избежать выбоин в покрытии от постоянно передвигаемого по коридорам тяжелого оборудования. Молодые инженеры со всего мира обедают в помещении в виде атриума, перед тем как вернуться к своим исследованиям в области металлургии, новым катализаторам, или любому другому из бесчисленного количества областей, которыми интересуется концерн.

Мы пробрались через похожий на муравейник лабиринт коридоров по дороге в производственные помещения, чтобы собственными глазами посмотреть на самоуправляемые машины, разрабатываемые под руководством Рэнди Визинтайнера, Главы автономных транспортных средств в Форде. Сам производственный цех выглядит как гибрид гаража и исследовательской лаборатории. Вытяжные шкафы и лабораторные полки делят пространство с тремя белыми гибридами Форд Фьюжн. Это и есть фордовские разрабатываемые самоуправляющиеся автомобили, и Визинтайнер вместе с Джимом МакБрайдом и Дагом Родом пришли, чтобы показать нам технологии, которые делают возможным автономное вождение.

Со стороны машины выглядят абсолютно готовыми к продаже за исключением сенсорных панелей вмонтированных в крышу. Они утыканы Велодиновскими лидар-сканерами. Каждый из них набит лазерами, которые подсвечивают поле зрения сенсоров в радиусе 100м, и детекторами, которые воспринимают отраженный свет лазера. Как мы выяснили во время нашего визита, 2 сенсора вмонтированы горизонтально и еще два установлены под углом 30˚, это позволяет им сканировать дорогу вокруг транспортных средств.

ford fusion hybridПятый лидар-сенсор вмонтирован вверх ногами, Форд использует его для сканирования верхушек зданий (коль у лидар-сенсоров ограниченное вертикальное поле зрения). Идея последнего видимо возникла после того, как в Форд стали обращаться с просьбами создать 3Д сканеры гоночных трасс НАСКАР.

Сочетание этих сенсоров позволяет Форду создать 3D-карты по принципу облака точек, одна из таких карт отображалась на экране позади одной из машин. В дополнение к лидар-сканерам, гибриды Фьюжн также оснащены оптическими камерами, прикрепленными к сенсорным панелям, в остальном вы никогда не подумали бы, что в этих машинах есть что-то особенное.

Такая тенденция наблюдается и внутри машин. Интерьер полностью совпадает с заводскими Форд Фьюжн, за исключением пары крупных кнопок на подставках для кружек между водительским и пассажирским сидениями. Слева находится большая красная кнопка. Мне сказали, что это общая особенность всех фордовских прототипных машин и это выключатель аналогичный электрическому, который можно встретить в гоночных машинах.

ford fusion hybridБольшая желтая кнопка, расположенная рядом с красной, на самом деле тоже выключатель, но уже для функции автономной езды. Нажмите на эту кнопку, и машина тут же превратится в стандартный безликий Форд Гибрид, который вы встречаете на дороге. По факту, в машине даже нет специально предназначенной кнопки или включателя автономного вождения. Команда Визинтайнера просто переориентировала ручку переключателя передач так, что ставя ее на деление L, задействуется режим автономного вождения.

ford fusion hybridЗаглянув в багажник одного из автономных Фьюжн Гибридов мы открыли новую главу этой истории. Даже там нашелся повод для удивления. Электроникой там занято намного меньше места, чем можно было подумать, и большая часть – это запасные компоненты. Мозговой центр машин расположен в большом металлическом кубе, охлаждаемым чем-то похожим на типичные радиаторы охлаждения, используемые Фордом. Это кластер из пяти чипов Intel i7, работающих на Ubuntu Linux. Рядом с вычислительным центром расположен ящик поменьше, он содержит тахогенератор и гироскоп. Это Инерциальный Измерительный Блок (ИМБ), созданный Applanix.

ford fusion hybridСправа от ИМБ находится Wi-Fi модем и Space Micro Autobox, который соединяет систему с проводной системой управления машиной. Еще правее находится пара устройств записи данных, инерциальная навигационная система, которая объединяет данные ИМБ и GPS с данными одометра машины. Там же находится переключатель сети Ethernet. Перед этими ящиками находится коммутационная панель для CANbus (стандарт сети контроллеров транспортного средства) машины, тумблеры, которые снабжают электроэнергией все остальные компоненты, и дополнительная батарея питания, чтобы задействовать ее, когда понадобятся дополнительные энерго-мощности.

Разговор с Визинтайнером, МакБрайдом и Родом создал вполне неплохую картину нынешней ситуации в области технологий автономного вождения. Как стало ясно из разговора с профессором Эдвином Олсоном на открытии Mcity, похоже по-прежнему существует разрыв между тем, что уже возможно и конечной целью, где поездки на машинах осуществляются без какого-либо вмешательства человека, от начала и до самого конца.

Еще многое предстоит сделать, прежде чем сенсорные системы транспортных средств будут в состоянии передавать машине окружающую действительность так же точно, как человек. Визинтайнер отметил, что расстояние, с которого мы можем смотреть на дорогу и разглядеть сигнал светофора (а также разглядеть зеленый он или красный) может быть, к примеру, приравнено к одному пикселю для сенсора камеры. И когда мы выворачиваем с боковых полос перекрестков, мы сначала осматриваем дорогу на сотню метров вперед, чтобы убедиться, что она свободна.

И все же команда разработчиков системы автономного вождения в Форде верит, что они смогут преодолеть эти технологические препятствия. Закон Мура решит большинство проблем с пространством багажника, а лидар-сенсоры нового поколения примерно в 2 раза меньше, чем те, которые вмонтированы в Fusion Hybrids. Между тем, данные, вырабатываемые этими автономными автомобилями, в ближайшие месяцы и годы усовершенствуют логику и обычный процесс принятия решений, которые понадобятся нам, чтобы с полной безопасностью делить дороги с роботами.

Обсуждение закрыто.